Для установления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) в Бюро МСЭ (ст. 7, 8 Закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ; п. 1, 2 Правил, утвержденных Постановлением Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95). Ниже приводится подробное описание того, что вам нужно сделать, чтобы подать заявление на получение инвалидности.
Привет! Я состояла на учете по уходу за пожилым человеком старше 80 лет, ему на сберкнижку было перечислено ежемесячное пособие 1200 рублей, когда я стал инвалидом 3 группы, пособие по уходу почему-то убрали. Скажите, ПФР делало это незаконно - у меня есть рабочая группа и могу ли я ухаживать за пожилыми людьми? Изъяли пособие без объяснения причин и без предупреждения, а когда я позвонила, то сказали, что у меня теперь есть доход и я получаю пенсию по инвалидности. Что я должен делать?
Осуществлять уход может только трудоспособное лицо, не являющееся инвалидом.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Получить направление на обследование или отказ в нем
Направление в МСЭ можно получить:
- В медицинском учреждении - если после обследования и/или лечения и реабилитации установлено, что у больного имеется стойкое нарушение функций организма вследствие болезни, травмы или порока;
- В отделе пенсионного фонда или соцзащиты – при наличии документов, которые могут подтвердить наличие нарушений функций организма, возникших на фоне болезни, травмы или дефекта.
В случае отказа в отправке в МСЭ вам будет выдана справка, на основании которой вы сможете самостоятельно подать документы в МСЭ (п. 19 Правил).
При этом организация, выдавшая направление или справку об отказе в направлении, обязана направить их в бюро МСЭ в электронном виде.
Пациент, получивший отказ или направление, может сам подать документы на освидетельствование (пункты 19, 19(1) Правил; пункт 32 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. N 59н).
Подготовьте необходимые документы
Для прохождения МСЭ потребуются следующие документы (п. 24 Правил; п. 3, 28, 31, 34, 37, 90 Регламента):
- Заявка на проведение МСЭ;
- Документ, удостоверяющий личность, или его заверенная копия;
- Документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращении через представителя);
- Направление в МСЭ или справка об отказе от направления в МСЭ;
- Медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности. В частности, для категории "инвалид с детства" - документы, подтверждающие наличие нарушения здоровья, повлекшего за собой постоянные ограничения жизнедеятельности до 18 лет;
- Документы об установлении причиной инвалидности несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- Заключение медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья вы не можете явиться в офис МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.
В качестве документов, устанавливающих несчастный случай или профессиональную патологию в качестве причины инвалидности, должны быть представлены:
- Акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания;
- Или заключение государственного инспектора по охране труда о причинах повреждения здоровья;
- Или медицинское заключение о профессиональном заболевании;
- Либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Заявка подается в Бюро МСЭ и должна содержать следующие обязательные данные:
- Наименование органа, которому адресовано заявление;
- Данные заявителя или (если законный представитель действует от имени заявителя) законного представителя - Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, адрес регистрации или место жительства;
- Номер страхового счета (СНИЛС);
- Заявление о проведении обследования на дому или в стационаре, либо заочно с указанием причины невозможности явки в МСЭ (при необходимости);
- Информация (при необходимости) о необходимости оказания услуг тифлосурдо или переводчика жестового языка;
- Телефон или e-mail для связи;
- Подпись, дата заявления;
- Список прилагаемых документов.
Свяжитесь с бюро МСЭ и дождитесь приглашения в МСЭ
Вы можете обратиться в Бюро МСЭ:
- Подав заявление и пакет документов лично или через представителя;
- Путем подачи заявления через единый портал Госуслуги.
В случае подачи заявления без необходимых документов, последние должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления (пункт 79 Регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов специалисты бюро МСЭ направят Вам приглашение на проведение МСЭ с указанием даты, времени и места проведения МСЭ.
По закону приглашение может быть направлено как в бумажном, так и в электронном виде (например, если заявление было отправлено через портал Госуслуг), а также, с согласия заявителя, по телефону или посредством СМС.
Пройти МСЭ и получить решение
МСЭ может проводиться (п. 90 Регламента):
- В бюро МСЭ по месту жительства (месту пребывания), местонахождению пенсионного дела, если вы выехали на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
- На дому, если вы не можете явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья (при наличии заключения медицинской организации);
- В больнице, где вы лечитесь;
- Заочно - по решению бюро.
ITU бесплатно (п. 45 Регламента).
Вы (или Ваш представитель) имеете право пригласить любого специалиста для участия в МСЭ с правом совещательного голоса (п. 27(1) Правил).
Решение о признании инвалидом или об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов экспертов, проводивших МСЭ, и оглашается немедленно после проведения МСЭ в присутствии указанных специалистов, которые, при необходимости давать пояснения по содержанию решения (п. 28 Правил; п. 105, 107 Регламента).
Решение и необходимые разъяснения по нему направлены Вам (пункты 109, 110 Регламента):
- В виде электронного документа через Единый портал госуслуг;
- На бумажном носителе по почте в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
Во время МСЭ ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации формируются в вашем личном деле МСЭ. Заверенные копии акта и протокола можно получить, обратившись в Бюро МСЭ с письменным заявлением (пункты 29, 29 (1) Правил; пункт 113 Правил).
Получить листок нетрудоспособности и ИПРА
Листок нетрудоспособности и индивидуальную программу реабилитации (абилитации) (ИПРА) Вам могут вручить или отправить заказным письмом. ИПРА также может быть оформлен в виде электронного документа и направлен Вам через Единый портал госуслуг (п.п. 119, 122 Регламента).
Для человека с ограниченными возможностями IPRA носит рекомендательный характер. Это означает, что инвалид может отказаться как от его части (например, от каких-то отдельных средств реабилитации), так и от ИПР в целом.
Как быть, если вы не согласны с ИПРА, описано в соответствующем материале на нашем сайте.
Если вам был выдан больничный лист, начальник бюро или его заместитель делает в нем отметку о группе инвалидности и дате ее установления (п. 123 Положения).
После прохождения ИТЭ в Росреестр инвалидов поступают соответствующие сведения, в том числе номера и даты акта освидетельствования и протокола о проведении ИТЭ, а также сведения о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (ст. 5.1 Закона N 181). -ФЗ; Концепция, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1506-р; пункты 2 - 3 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России от 12.10.2016 N 569н).