По своей правовой характеристике договор купли-продажи автомобиля по системе Trade-In включает в себя признаки нескольких договоров, таких как типовой договор купли-продажи, договор неравноценного мены, договор отчуждения. О влиянии каждого из вышеперечисленных признаков на условия продажи по Трейд-Ин мы поговорим ниже.
Сдал машину в Трейд-ин против нового автомобиля. Я его не снимал с регистрации, на номерах. Есть договор купли-продажи. Буду ли я платить налог на транспортное средство после передачи его в Trade-In?
Да, вы будете платить, пока не снимете регистрацию.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
«Trade-In» как обмен
Суть продажи автомобиля по системе Trade-In заключается в том, что владелец передает свой автомобиль автосалону в счет стоимости покупки нового (в том числе подержанного) автомобиля с условием доплаты разницы в цене.
В этом аспекте наиболее полно проявляются признаки неравноценного обмена, так как старый автомобиль отдается в обмен на новый.
Особенностью Trade-In является то, что эта система работает на принципах договора присоединения.
То есть клиент, обращаясь в компанию, предоставляющую возможность покупки по Трейд-Ин, вынужден либо принять условия компании по оценке старого автомобиля, либо искать другую компанию с более выгодными условиями, либо вовсе отказаться от идеи Трейд-ин.
Трейд-ин как утилизация
В идеале компании, работающие по системе Trade-In, могут делать с автомобилем, полученным в обмен на новые, что угодно – выставлять в качестве экспоната в музее, сдавать в аренду или восстанавливать и перепродавать.
Некоторые машины так и делают. Однако часть машин, восстановление или дальнейшее использование которых нецелесообразно, утилизируется.
Поскольку утилизация – это не уничтожение, а извлечение полезных свойств из отходов, Trade-In либо извлекает эти полезные свойства из автомобилей, которые обмениваются (при наличии лицензии на утилизацию), либо продает их лицензированным переработчикам.
В любом случае компания, работающая по Trade-In, получает прибыль в три раза больше:
- В результате заключения договоров купли-продажи с производителями автомобилей в качестве дилеров;
- В результате занижения цен на автомобили, принятые к обмену;
- В результате получения прибыли от автомобилей, полученных для обмена, будь то для дальнейшего использования или утилизации.
Плюсы и минусы «Трейд-ин»
Как и любое явление в рыночной экономике, система Trade-In имеет как плюсы, так и минусы.
К преимуществам Трейд-Ин относятся:
- Нет необходимости владельцу автомобиля самостоятельно находить покупателя;
- Возможность зачета старого автомобиля в качестве первоначального взноса при покупке нового автомобиля в кредит;
- Быстрая обработка транзакций.
К недостаткам продажи по системе Trade-In можно отнести то, что, как правило, на подержанный автомобиль в автосалонах цена значительно ниже его рыночной стоимости.
Кроме того, о рисках покупки в Trade-In мы поговорим ниже.
Оценка автомобиля
Автомобиль, сдаваемый в обмен на Trade-In, оценивается по следующим критериям:
- Бренд (востребованы зарубежные производители);
- Год выпуска (как правило, не учитываются автомобили старше семи лет);
- Пробег;
- Оборудование;
- Техническая корректность;
- Внешний вид автомобиля на наличие внешних повреждений ЛКП;
- Наличие всех документов на автомобиль.
При оценке, как правило, автосалоны исходят из того, что новый автомобиль теряет около 20% своей стоимости в первый год эксплуатации и по 10% за каждый последующий год. Часто автосалон делает оценку бесплатно. Крайне редко компании Trade-In позволяют торговаться, да и то только тогда, когда сдаваемый автомобиль представляет для них безусловную ценность, которую они не хотят упускать.
Техническое состояние автомобиля проверяется диагностикой. Обратите внимание, что одни автосалоны проводят диагностику возвращенного автомобиля бесплатно, а другие берут за те же действия комиссию.
Как выбрать дилера
На российском рынке существует множество компаний, специализирующихся на продаже автомобилей по системе Trade-In. Однако выбор подходящего дилера может быть затруднен из-за следующих обстоятельств:
- Некоторые компании принимают к обмену автомобили только определенных марок, например, Renault или BMW;
- Некоторые компании устанавливают «возрастной ценз» для принимаемых автомобилей;
- Некоторые компании принимают в обмен автомобили от лиц, действующих по доверенности, но только при условии, что доверенность выдана не позднее определенного срока. Например, дилеры Lada принимают автомобили от доверенных лиц с доверенностью, выданной не ранее 6 месяцев.
Кроме того, у разных дилеров могут быть существенно разные требования к техническому состоянию автомобилей.
В любом случае, все условия принятия автомобиля в Trade-In можно узнать только у самого дилера.
Регистрация договора
Тип договора, который используется для оформления передачи автомобиля в Trade-In, может различаться в зависимости от того, какой именно шаблон договора используется конкретным дилером.
Некоторые составляют два стандартных договора купли-продажи (продавец-собственник - покупатель-салон и продавец-салон - покупатель-владелец), а некоторые - договор мены. То есть у владельца старой машины после выхода из салона на руках будет два договора купли-продажи - по которому он продал свою старую машину, и по которой купил новую машину в салоне.
В договор обмена Trade-In включено условие неравноценного обмена, при котором владелец отдает салону свой старый автомобиль и получает взамен новый с условием доплаты.
Подробно ознакомиться с правилами составления договора купли-продажи автомобиля и договора мены вы можете на нашем сайте.
Торговые риски
Существует распространенное мнение, что дилеры, принимающие автомобили по системе Trade-In, не оформляют право собственности на принятые автомобили. В итоге клиент, успешно сдавший автомобиль, на законных основаниях остается владельцем этого автомобиля со всеми вытекающими последствиями.
Такое действительно может иметь место, но только в определенных случаях и по невнимательности клиента.
Как мы уже говорили выше, дилер имеет право делать с автомобилем, принятым в Trade-In, все, что угодно, в том числе перепродать его. Однако перепродажа — это длительный процесс, который включает в себя, среди прочего:
- Обязанность перерегистрации транспортного средства;
- Обязанность по уплате госпошлины в ГИБДД;
- Риск привлечения к административной ответственности за пропуск 10-дневного срока, отведенного законом для перерегистрации;
- Необходимость бухгалтерских операций по включению автомобиля в состав основных средств и т.д.
Естественно, дилеры не прочь избавиться от этих проблем. Для этого они предлагают своим клиентам для подписания не договор купли-продажи или мены, а договор об оказании услуг по поиску покупателя на автомобиль.
Для того, чтобы не остаться владельцем автомобиля, к которому вам больше нет никакого отношения, и не иметь проблем с получением штрафов или уплатой налогов, рекомендуем:
- Внимательно прочитайте текст договора, обращая особое внимание на то, что написано мелким шрифтом;
- Убедитесь, что дилер, которому вы отдаете автомобиль по Trade-In, указан в договоре как покупатель;
- Сразу после подписания договора купли-продажи или обмена идите в ГИБДД и снимите автомобиль с учета в связи с его отчуждением. В ГИБДД вам нужно будет предъявить договор.
Помните, что вас не связывает с дилером необходимость совместной поездки в ГИБДД. Идите сами, а дилер пусть делает что и как считает нужным.
Дополнительно, во избежание возможных неприятностей, мы рекомендуем проверять автомобили, приобретенные по системе Trade-In, на их юридическую чистоту.
Дело в том, что ни один дилер не даст гарантии, что продаваемый ими подержанный автомобиль не является залоговым, не находится в розыске или не является общей совместной собственностью.